Доказано, что музыка имеет возможность воздействовать на ребёнка на самых ранних этапах жизни. Даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека. Музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребёнка, а, может быть, уже формируются его музыкальные вкусы и предпочтения. Важно уже в раннем и дошкольном возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, побудить сопереживать музыке.

Но в реальной жизни, в д/с и в семье, дети не получают возможности соприкасаться с подлинными шедеврами мировой музыкальной культуры. В д/с они воспитываются, в основном, на упрощённом, по музыкальному языку репертуаре, не имеющем подлинной художественной ценности. В семье дети слышат, как правило, лишь эстрадно-развлекательную музыку. И поэтому музыкальная ориентация ребёнка на ценности музыкальной культуры, как части общей духовной культуры, имеет важное значение для нравственного и эстетического становления личности.

Возрастные особенности восприятия музыки

В младших группах детского сада в силу неустойчивости внимания дети лучше воспринимают небольшие, яркие по своим музыкальным образам произведения, особенно песни. Выразительная интонация певческого голоса их захватывает. Характерны для этого возраста внешние проявления эмоций – жесты удивления, восхищения, выражающиеся в подпрыгивании, прихлопывании. Малыши легко «растормаживаются», и, если давать слушать много подвижной и высокоэмоциональной музыки – угомонить их нелегко.

4-5 летние дошкольники имеют некоторую эмоциональную устойчивость, очень живо, иногда бурно и весело откликаются на плясовую мелодию. Произведения лёгкого подвижного характера вызывают у них более спокойное состояние. Появляется заинтересованность содержанием музыки, рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка. Вырисовываются отдельные проявления музыкальной памяти, желание рассказать о впечатлениях после прослушанной песни или пьесы.

Дети 5-7 лет имеют достаточно развитое произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать музыку более детально. Их музыкальная любознательность и  интерес осознанны, проявляются в потребности многократного общения с любимыми произведениями. Отмечается так же известная наблюдательность. Ребята способны почувствовать общее настроение музыки и проследить за развитием художественного образа. Они отличают отдельные, наиболее выразительные музыкальные средства и находят своеобразные, самостоятельные определения.

Репертуар для слушания

В репертуар, который  рекомендуется использовать для слушания дошкольникам, входят произведения классической музыки в аранжировке для детей, современной и народной музыки. Они отличаются своеобразием музыкального языка, а также жанровыми признаками, индивидуальным почерком композиторов. Ценный источник первых музыкальных впечатлений ребёнка – народные напевы, близкие и родные интонации. Это русские и башкирские народные песни, потешки, колыбельные. Значительную художественную ценность представляет музыка русских и зарубежных классиков, написанная и аранжированная специально для детей.

Музыкотерапия – это эффективный метод профилактики и лечения детских неврозов. Музыка повышает способность организма к высвобождению эндорфинов – биохимических веществ, помогающих справляться с болью и стрессом, регулирует дыхание. Музыкотерапию Минздрав РФ признало официальным методом лечения в 2003г. Исследования показали, что произведения В.А.Моцарта благотворно воздействуют на детей – они быстрее развиваются, лучше учатся, становятся более спокойными. Подобный эффект наблюдается при прослушивании звуков природы: шума дождя, морского прибоя, пения птиц и т.д.

Двойной эффект приносит использование при слушании музыки игры на колокольчиках – оно помогает детям «зонировать» окружающее пространство, т.е. «очищает пространство от болезнетворных бактерий». Вообще, после исследований колокольного звона доказано, что в пространстве колокола порождается положительная энергия. Звуковая волна, распространяющаяся колоколом, уничтожает в радиусе нескольких километров опасные вирусы и бактерии, в т.ч. вирус гриппа. Колокольный звон помогает детям восстановить эмоциональное равновесие и спокойный сон, снять состояние депрессии.

Примерный музыкальный материал. Младший возраст

П.И.Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», вальс «Осенний ветерок» А.Гречанинов, И.Штраус полька «Трик-трак», В.А.Моцарт «Музыкальная шкатулка», А.Вивальди «Весна» из муз.цикла «Времена года», Б.Савельев «Если добрый ты», «Неприятность эту мы переживём», В.Шаинский «Всё мы делим пополам», «Песенка Чебурашки».

Д.Кабалевский «Клоуны», Д.Шостакович «Танцы кукол», П.И.Чайковский «Игра в лощадки», «Марш деревянных солдатиков», М.Дунаевский «33 коровы», «Танец маленьких утят» франц.нар.песня

Гречанинов «Моя лошадка», Р.н.п. «Ах, вы сени мои, сени», «Как у наших у ворот», «Барыня», М.Мусоргский «Гопак»,П.И.Чайковский «Танец маленьких лебедей», В.А.Моцарт «Маленькая ночная Серенада», М.Минков «Дождя не боимся», В.Шаинский «Чунга-Чанга», А.Варламов «Весёлая мышка».

Колыбельные: В.А.Моцарт «Спи, моя радость, усни», Р Паулс «За печкою поёт сверчок», И.Штраус «Сказки Венского леса», А.Вивальди «Зима», П.И.Чайковский «Октябрь», «Болехнь куклы», Ф.Шуберт «Аве Мария», Е.Крылатов «Колыбельная Медведицы». Л.В.Бетховен «Сурок».

И.Штраус «Полька-пиццикато», Э.Григ «Утро», «По дороге с облаками», М.Минков «Дорога добра», А.Гречанинов «Материнские ласки», В.Шаинский «Какой чудесный день», «Настоящий друг».

Примерный музыкальный материал. Средний возраст

П.И.Чайковский «Марш» из балета «Щелкунчик», М.Глинка «Детская полька», И.Дунаевский «Марш весёлых ребят», Й.Гайдн «Детская симфония» (3-я ч. Финал), А.Вивальди «Зима», Ф.шуберт «марш», И.Штраус «Моё сокровище», Д.Шостакович «Вальс-шутка», В.Шаинский «Вместе весело шагать», «Улыбка», «Голубой вагон», М.Минков «Где водятся волшебники».

С.Прокофьев «Вальс» из балета «Золушка», А.Лядов «Дождик», Дж.Россини «Танец»,  И.Штраус «Полька», Л.Бетховен «Немецкий танец», А.Рыбников «Бу-ра-ти-но!», Г.Гладков «Ничего на свете лучше нету».

В.Гаврилин «Мальчик гуляет, мальчик зевает», С.Рахманинов «Итальянская полька», Р.Шуман «Смелый наездник», М.Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила», С.Прокофьев «Танец рыцарей», В.Шаинский «По секрету всему свету», И.Брамс «Венгерские танцы», А.Варламов «Кот, да не тот», Л.Моцарт «Катание на санях», Р.Шуман «Весёлый крестьянин».

И.Брамс «Колыбельная», Ф.Шопен полонез «Прощание с Родиной», В.А.Моцарт «Спи.моя.радость, усни», Г Гладков «Спят усталые игрушки», Ф.Шуберт «Аве Мария», И.Штраус «Весенние голоса».

Э.Григ «Утро», П.И.Чайковский «Вальс» из балета «Лебединое озеро», «Сладкая грёза», А.Хачатурян «Вальс» к драме «Маскарад», К.Сен-Санс «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных», «Самый волшебный цветок», А.Рубинштейн «Мелодия», Г.Гладков «Песня о Хоттабыче».

Примерный музыкальный материал. Старший возраст

Г Свиридов «Музыкальный ящик», Э.Григ «Утро», И Штраус «Полька-пиццикато», «Сказки Венского деса», П.И.Чайковский «Вальс», «Неаполитанская песенка», «Утренняя молитва», «Осенняя песнь», М.Глинка «Вальс-фантазия», И.С.Бах «Шутка», В.Шаинский «Улыбка», «Про жирафа». «Из чего же, из чего же?», А.Рубинштейн «Романс», Л.В.Бетховен «Пасторальная симфония».

П.И.Чайковский «Мазурка», Г Свиридов «Метель», М.Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила», М.Минков «Где водятся волшебники», «Гимн Незнайки», А.Рыбников «Бу-ра-ти-но», Р.Шуман «весёлый крестьянин», «Смелый наездник», М.Глинка «Арагонская хота».

В.А.Моцарт «Симфония №40» (экспозиция), Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро», С.Рахманинов «Итальянская полька», В.Гаврилин фрагменты из симфонии-действа «Перезвоны», И.Штраус полька «Трик-трак»,В.Шаинский «Чунга-чанга», «Когда мои друзья со мной», «Голубой вагон», «Вместе весело шагать», И.Штраус «Деревенские ласточки», Ж.Бизе «Марш Тореодора» из оперы «Кармен».

К.Глюк отрывок из оперы «Орфей и Эвридика». Л.В.Бетховен «Лунная соната» №14, А.Вивальди «Зима», ф.Шуберт «Аве Мария», Г.Гладков «Колыбельная Медведицы», В.А.Моцарт «Спи, моя радость, усни», Р.Паулс «За печкою поёт сверчок»,А.Рыбников «Песня Звездочёта» из к/ф «Красная Шапочка».

Дж.Гершвин «Рапсодия-блюз», «Самотаймз», К.Сен-Санс «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных», Дж. Россини «Кошачий дуэт», Р.Щедрин «Юмореска»,А.Гречанинов « Материнские ласки», П.И.Чайковский «Вальс фа-диез минор»,Дж. Россини «Танец», Ф.Шопен «Мазурка№17», полонез «Прощание с Родиной».

Оставьте свой комментарий