Выполнила воспитатель Гридневская Е.А.
Вид проекта: групповой
Тип проекта: познавательный, краткосрочный
Реализация проекта: 2 месяца
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители.
Актуальность проекта: в подготовительной к школе группе в работе с детьми необходимо, в образовательной области «Познавательное развитие» в разделе «Ориентировка во времени» уточнить и расширить представления о временных отношениях. Закрепить в словаре детей слова: месяц, неделя. Совершенствовать умение называть дни недели и месяцы года. Учить определять время по часам. Развивать чувство времени. Сформировать умение устанавливать возрастные различия между людьми.
Проблема: дети плохо ориентируются в определении времени по часам, путаются в названии месяцев.
Цель: развитие временных представлений у детей подготовительной к школе группы.
ЗАДАЧИ:
обучающие – дать представление об определении времени с помощью пособий «Дни недели», «Месяцы года», модели часов; систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни недели, месяцы, час с точностью до получаса); научить отражать понятия о времени в конкретных действиях в различных видах деятельности в рамках подготовки к обучению в школе (формирование предпосылок и элементов учебной деятельности). Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времён года.
развивающие – развивать представления о времени; развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории (год, месяц, неделя, день недели, сутки, название частей суток, час, минута).
воспитательные – воспитывать желание «беречь» время; воспитывать умение работать в парах и группах; воспитывать самостоятельность; воспитывать познавательный интерес к математике.
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный;
2 этап – практический;
3 этап – заключительный.
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ:
Занятия:
Занятия по математике два раза в неделю с включением игр, упражнений по формированию временных представлений.
Рисование – «Что я делал вчера?».
Цель: в процессе рисования закрепить название частей суток.
Аппликация – «Часы»
Цель: развивать умение самостоятельно придумывать модель своих часов, правильно сделать циферблат, придумать стрелки; закрепить умение работать ножницами.
Ознакомление с окружающим – «История часов».
Цель: познакомить детей с историей появления часов; показать как появились первые часы, что они из себя представляли, как менялись часы со временем; показать какие виды часов существуют.
Развитие речи – «Рассказывание сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев».
Цель: с помощью сказки помочь детям запомнить названия месяцев по временам года (зимние, весенние, летние, осенние). Расширить словарный запас детей названиями месяцев.
Презентации: «Семь дней в неделе», «Знакомство с часами», «Что мы знаем о часах», «Почему происходит смена времён года?».
Просмотр мультфильмов: «Двенадцать месяцев», «Смешарики. Учим времена года и части суток», «Профессор Почемучкин», «Сказка о потерянном времени», «Времена года – названия месяцев», «Дни недели для детей. Мишка и дни недели».
Чтение художественной литературы: В Бианки «Синичкин календарь»,
Б.Заходер «Муха-чистюха», В.Даль «Старик-годовик», Т.Ерофеева «В гостях у гнома-часовщика», К.Ушинский «Времена года», физкультминутки про дни недели и времена года.
Игровая деятельность:
С/р игра «Семья. Распорядок дня»
Цель: в процессе игры упражнять детей в знании частей суток, дней недели;
продолжать учить определять время.
С/р игра «Магазин».
Цель: закрепить названия дней недели, месяцев, времён года.
Настольные игры: «Узнай время», «Знай время», «Детям о времени»,
«Деревянные пазлы: календарь, часы, дни недели, месяцы, времена года»,
модель часов, песочные часы.
Игры на знание частей суток: «Когда это бывает», «Сутки», «Назови пропущенное слово», «Назови соседей», «Части суток».
Игры на знание дней недели: «Разноцветная неделька», «Живая неделя»,
«Неделька, стройся», с мячом «Лови, бросай, дни недели называй», «Незнайкина неделя».
Игры на знание времён года: «Повтори, не ошибись», «Четвёртый лишний», «Когда это бывает», «В какое время года нужны эти предметы»,
«Что сначала, что потом», «Домики времён года», «Что за чем».
Игры с часами: «Успей вовремя», «Тик-так», «Который час», «Угадай, который час», «Определи время».
Беседы: «Часы – что это?», «Часы и время», «Вчера, сегодня, завтра»,
«Дни недели – какие они?», «Части суток, сколько их?».
Взаимодействие с родителями:
папки-раскладушки и консультации – «Математика вокруг нас», «Изучаем дни недели», «12 шагов. Как научить ребёнка времени по часам», «Математические игры по дороге домой», «Учим математику дома».
Картотека стихов для знакомства дошкольников с частями суток и днями недели; раздача памяток на тему «Обучение детей временным представлениям».
Раздача листовок: «Часы и время», «Определяем время по часам», «Минуты – изучение», «Часовой циферблат», «Учимся определять время»,
Используемая литература:
1.Математические прописи
2.Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова «Который час» (математика для детей 5-7лет)
3.Е.Бурак «Мой день: ориентируемся во времени»
4.Е.Бурак «Тик-так. Изучаем часы»
5.О.В.Узорова «Самый быстрый способ научиться определять время по часам»
6.Т.Д.Рихтерман «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста»
7.Пропись «Рабочая тетрадь – логика. Школа дошколят»
8.Дидактический материал в картинках «Определяю время».