Подготовила воспитатель Гайсарова Р.М.
Как увлекательно наблюдать за детьми, которые впервые берут в руки кисточку, набирают краску, по их лицу видно, какое же удовольствие они получают, когда эта кисточка оставляет след на бумаге.
Рисуя простые элементы на бумаге, дети мечтают, о том, что когда — нибудь, они будут рисовать автомобили, самолёты, города и, конечно же, людей!
Самой сложной темой для рисования у детей, является именно изображение человека.
После изучения методической литературы по изодеятельности в дошкольном возрасте, напрашивается вывод, что определенной чёткой и простой схемы по рисованию человека нет. В существующей литературе представлены таблицы, пропорции, но это совершенно не подходит для детей детского сада.
Поэтому, опираясь на работы других педагогов и изучив этапы эволюции детского рисунка и составить проект для детей дошкольного возраста по изображению человека.
Этапы, в свою очередь, делятся на несколько стадий.
Первая стадия- стадия марания.
Ребенок впервые пробует рисовать — это настоящие «Марание», «каракули». Малыш играет с карандашом, на бумаге появляются какие-то линии, точки, каракули и это его радует. Он получает огромное удовольствие от того, что чувствует себя источником появления этих линий на бумаге.
Вторая стадия- стадия примитивных изображений.
Случайно получившееся изображение у ребёнка, наталкивает его на мысль, что рисунок очень похож на образ, на предмет или на человека. У ребёнка появляется умение рисовать некоторые формы: неровные круги, элементы, похожие на многоугольники, углы, отрезки линий…
Треть стадия-стадия схематических изображений.
На третьей стадии начинается изобразительный этап, это происходит примерно с 3-х лет. Ребёнок старается нарисовать человека, выражая свое отношение к окружающему миру. Первый рисунок, на котором он изображает человека — это «головоног», он представляет собой округлую голову и чёрточки- руки и ноги (количество которых может быть различным). Иногда у человека присутствуют черты лица (глаза, рот, нос). Такие «головоноги» вполне соответствуют норме, вплоть до 4 лет.
В 4 года ребенок начинает рисовать примитивные схемы: голова, руки, ноги, туловище человека.
Пятилетний ребенок овладевает представлением о вертикали и горизонтали; если раньше он часто рисовал человека в наклонном положении, как — будто падающего, то теперь он начинает рисовать человека стоящим строго вертикально. В пять лет ребёнок рисует руки и ноги двойными линиями, руки отходят от середины туловища
В шестилетнем возрасте ребёнок часто рисует руки от верхней части туловища. Появляются новые детали: пальцы, волосы, брови, ресницы. Для шестилетнего возраста является нормальным детализированное схематичное изображение, содержащее все основные детали — шея, пальцы, ступни, волосы или шапка, брови, одежда.
Реалистичный рисунок, с правильным изображением человеческой фигуры, ребёнок начинает рисовать только в младшем школьном возрасте.
Проанализировав материал, выделены цели и задачи, придерживаясь которых, можно помочь детям научиться рисовать человека.
Возраст | Цели: | Задачи: |
Младший дошкольный возраст
|
-Научиться рисовать лицо, используя элементарные приёмы рисования.
-Научиться видеть границы одежды при разукрашивании шаблонов на куклах.
|
-Научиться рисовать круг (овал) закрашивать его, используя формообразующие движения.
-Научиться рисовать концом кисточки точки, полукруглые линии. |
Средний дошкольный возраст:
|
-Научиться рисовать фигуру человека в одежде.
-Научиться рисовать лицо человека.
|
-Научиться на основе простого рисунка человека (круг, овал, палочки) создавать объём. Аккуратно разукрашивать одежду, не выходя за контур
-Учиться рисовать части лица, брови, ресницы, нос, рот. -Дать элементарные понятия о пропорциях. |
Старший дошкольный возраст:
|
-Знакомство с различными видами портрета (автопортрет, групповой портрет)
-Знакомство с видами изображения человека (голова, голова с плечевым поясом, полуфигура, фигура) . -Научить рисовать человека в спокойном состоянии, в движении. -Учиться рисовать портрет, добиваясь внешнего сходства.
|
-Учиться рисовать фигуру человека поэтапно, предварительно составив набросок, аккуратно прорисовывать все части тела, стараясь соблюдать пропорции.
-Учиться рисовать человека в разных позах, показать, как изменяется форма, с характером движений. -Учиться аккуратно прорисовывать части лица, добиваясь внешнего сходства, при помощи цвета, стараться передавать характер человека. |
Подготовительный к школе возраст: | -Учиться рисовать автопортрет, передавать особенности внешнего вида, настроение.
-Учиться передавать характерные особенности изображаемого. -Продолжать тренироваться рисовать фигуру человека в спокойном состоянии и движении. -Самостоятельно выбирать позу при рисовании человека. |
-Учиться смешивать цвета на палитре, для получения нужного оттенка кожи. Аккуратно разукрашивать одежду, используя всю палитру красок.
-Уделять внимание мелким деталям и аккуратно их прорисовывать.
|
Для более полного раскрытия темы «Рисование человека», в работе педагога можно использовать следующие темы для конспектов, которые расписаны в методических источниках к образовательной программе «От рождения до школы», под редакцией Т.С. Комаровой «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», И.А. Лыковой «Цветные ладошки» и Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду».
Темы для конспектов разработаны исходя от простого, к сложному, постепенно усложняя задания.
Возраст | Темы |
Младшая группа | 1. «Украсим сарафан матрёшке»
2. «Узоры на платье куклы Тани» 3. «Наряди Снегурочку» 4. «Колобок» Эти темы служат основой для рисования человека. Когда дети рисуют Колобка, они учатся правильно располагать части лица. Разукрашивая платья и сарафаны, они держат в руках куклу, рассматривают части тела, смотрят, где находится одежда, какие части тела, она закрывает. |
Средняя группа | Дети учатся «одевать» человека, состоящего из круга, овала и палочек, учатся создавать объём тела. Начинают знакомство с портретом, не говоря о нём, как о жанре.
1. «На прогулке» 2. «Милой мамочки портрет» |
Старшая группа | Дети знакомятся с портретом, как с жанром изобразительного искусства. Знакомятся с разновидностями портрета. Учатся рисовать человека в полный рост, в движении.
Для изучения темы, совместная деятельность с детьми проходит по следующим направлениям: 1. «Знакомство с портретом» 2. «Рисование фигуры человека» 3. «Дети делают зарядку» 4. «Милой мамочки портрет » 5. «Прогулка зимой» 6. «Зимняя улица» 7. Наша Армия родная» 8. «Портрет папы» 9. «Как мы с мамой идем в детский сад» 10. «День победы» |
Подготовительная группа | Дети совершенствуют свои умения и навыки в рисовании человека. Имея прочные знания, они с удовольствием создают всё новые и новые образы.
Выполняются рисунки на тему: 1. «Как я провёл лето» 2. «Моя мама» 3. «Дети танцуют у ёлки» 4. «Лыжная прогулка» 5. «Любимое занятие моей семьи» 6. «День Защитника Отечества» 7. «Мой друг» 8. «День Победы» 9. «До свидания, детский сад!» |
В процессе работы с детьми, можно разработать и изготовить большие дидактические куклы, которые изображают фигуру человека в профиль, и в анфас. Благодаря им, дети легко осваивают приёмы рисования человека в статике и динамике.
Благодаря большому количеству разнообразной съёмной одежды, дети могут самостоятельно составлять комплекты одежды и смотреть, как правильно рисовать её на человеке.
Используя дидактическую игру «Составь портрет», дети знакомятся с мимикой лица, наблюдают, как может меняться лицо, изображающее разные эмоции.
Подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы:
Мониторинг данного проекта показал эффективность проводимой работы по обучению детей 6-7 лет изображению человека в движении.
В результате проведенной работы дети уже «не боятся» рисовать человека в разных положениях и ракурсах. У детей появилась свобода в передаче ощущений, смелость рисунка.
Считаю, что необходимо продолжать работу по ознакомлению детей с портретной живописью. Следует уделить большее внимание этому вопросу, способствовать желанию ребенка рассматривать понравившиеся произведения, высказывать свое отношение к ним, давать оценку, устанавливать взаимосвязь между содержанием, изобразительными и выразительными средствами (цвет, форма, композиция, движения, мимика, поза).
Для более успешного выполнения задач по ознакомлению дошкольников с произведениями изобразительного искусства и скульптурой необходимо пополнить развивающую среду новым дидактическим материалом, использовать в работе мультимедийные технические средства.
Кропотливая, упорная работа непременно даст положительные результаты. Еще раз следует отметить, что первым и непременным условием эффективности работы по обучению рисованию человека в дошкольном возрасте является систематическая комплексная работа с использованием разнообразия приемов.
А залогом успешной работы над выразительностью человеческого образа и передачи движения является познание детьми окружающего мира и создание условий для самостоятельной изобразительной деятельности.
Это необходимо помнить всем педагогам, соприкасающимся с детским творчеством.
Список литературы:
- Галанов А.С., С.Н.Корнилова, С.Л. «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству» Москва, Сфера, 2002г.
- Казакова Р.Г. «Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» Москва, Сфера, 2005г.
- Казакова Т.Г. «Детское изобразительное творчество» Москва, Карапуз – Дидактика, 2006г.
- Комарова Т.С «Изобразительное искусство детей в детском саду и в школе» Москва, Педагогическое общество России, 2000г.
- И.Селютин «Как нарисовать фигуру человека», из серии «Волшебный карандаш», — М.,АСТ-издательство, 2007.
- Галян Т.В. Я рисую человека и героев сказок (из серии «Веселые уроки Карандаша»), — М.,БАО – Пресс, 2006.
- Ч.Стивен. Человек в движении (из серии «Учитесь рисовать»), — Минск, Поппури, 2002.
- Научись рисовать. Волшебные истории, — М., Шаг, 1995.
- Журнал «Веселый художник», выпуск 1,2,3 — 2010.
- Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду
- Лыкова И.А. Цветные ладошки