Е.В. Соловьева, Т.И. Гризик, кандидаты педагогических наук, Москва
Адаптация к детскому саду… Казалось бы, что еще можно добавить по теме, о которой так много сказано и накоплен большой опыт? Однако, как показывает практика, разговор об адаптации ребенка к условиям общественного воспитания остается одним из актуальных, важных и достаточно не простых. Поэтому прислушаемся к народной мудрости «Повторение – мать учения» и рассмотрим данную проблему в настоящем.
Исходные позиции перед адаптацией
В жизни многих семей нашей страны наступает такой момент, когда родители принимают решение отдать своего малыша в детский сад. Основания для подобного решения разные (необходимость выхода на работу, расширение границ социальной жизни ребенка и пр.). Однако независимо от того, что повлияло на принятие данного решения, все (ребенок – родители – педагоги) пройдут через адаптацию к изменившимся условиям жизни.
Давайте посмотрим на адаптацию с этих трех сторон, попробуем понять друг друга и выработать единую позитивную позицию во имя ребенка.
Ребенок приходит в детский сад не по своей воле, это не его выбор. Дома тепло, уютно и все понятно, поэтому в большинстве случаев малыш предпочел бы оставаться здесь. Во всяком случае, пока он не познакомился с детским садом и не увидел для себя каких-то преимуществ в том, чтобы быть там. Объяснения типа «Маме нужно ходить на работу, денежку получать, чтобы тебе купить конфету (игрушку)» малышу непонятны. Он готов отказаться и от конфет, и от игрушек! Только не разрушайте его маленький мирок! И вообще, там впереди замаячило что-то незнакомое. И как любой нормальный человек, ребенок замирает и даже пугается перед неизвестным.
Родители тоже находятся в психологически неравновесном состоянии. Одни вынуждены отдавать ребенка потому, что необходимо работать, и испытывают перед ним неосознанную вину за то, что «сдают» своего малыша «чужим людям».
Другие хотят освободить свое время, хотя бы его часть, от занятий с ребенком. Они нередко настроены очень требовательно по отношению к детскому саду и строят взаимодействие с педагогами с позиции «вы должны!».
Есть родители, которые чувствуют, что ребенку стало скучно дома, и они сами уже не могут занимать его чем-то интересным и полезным весь день. Такие родители скрыто соперничают с детским садом и неосознанно ищут недостатки и несовершенства в работе педагогов.
Нередко члены семьи имеют разные взгляды на будущее образование ребенка. Против детских садов часто выступают бабушки, иногда отцы придерживаются точки зрения, что жена должна сидеть с ребенком сама.
«Масло в огонь» сомнений и тревог могут подливать няни, которые не хотят потерять свою работу.
Педагоги вращаются в своем круге проблем. Надо сказать, что ситуация с очередями привела в настоящий момент к тому, что детским садам часто нет необходимости бороться за то, чтобы к ним пришел какой-то ребенок, если речь не идет о дополнительном платном или частном образовании.
Единственное, что может заставлять педагогов хорошо работать и по-настоящему заботиться о ребенке, которому предстоит пережить серьезное испытание, связанное с приходом в детский сад, – это профессиональная этика, совесть.
Педагогам необходимо признать и понять, что:
- поначалу ребенок не хочет никуда идти из дома;
- он тяжело переживает долгую разлуку с мамой и близкими;
- он попадает в совершенно новую, незнакомую и непонятную для него ситуацию, в которой для него все непредсказуемо.
Кто из нас хотел бы оказаться на его месте?
Логика поддержки ребенка в процессе привыкания и освоения новой ситуации проста и ясна: каждую из этих проблем необходимо минимизировать. И ко всему нужно привыкать постепенно. А еще, конечно, необходимо предпринимать разнообразные педагогические ходы, которые так или иначе будут затрагивать всех: ребенка – родителей – педагогов.
Работа в адаптационный период условно делится на два больших этапа, которые можно назвать
- этап «ДО» появления ребенка в детском саду (заочное знакомство);
Этап «ДО»: заочное знакомство
- При современном уровне развития информационных технологий несложно один раз снять пятиминутный видеоролик для домашнего просмотра с ребенком до прихода в детский сад (как вариант это может быть хотя бы фотоальбом, который выдается на дом).
Цель ролика – в комфортной привычной для ребенка обстановке среди близких показать малышу, куда он отправится и что его там ждет; снизить тревожность всех участников адаптационного процесса.
Что следует показать в ролике?
- Дорогу к детскому саду, внешний вид здания, дорогу от ворот ко входу.
- интерьер сада с какими-то интересными, привлекательными деталями.
- заведующую детским садом, вход в группу соответствующего возраста, воспитателей группы. Они могут сказать по два-три предложения – как их зовут, чем они любят заниматься с детьми и т.п.
- все помещения группы – где дети едят, рисуют, играют, спят, где находится туалет и где можно вымыть руки;
- игрушки, книги, пособия;
- зал для физкультурных/музыкальных занятий; педагог может что-то спеть или сыграть.
- Педагогу тоже желательно подготовиться к первой встрече с ребенком, познакомившись заранее с его родителями.
Еще до того, как ребенок в первый раз придет к вам в группу, желательно получить от его мамы (близких) некоторую информацию о нем.
- Каково состояние здоровья ребенка? Часто ли он болеет и что страдает в первую очередь (носоглотка, органы дыхания, пищеварения, кишечник и т.д.)? Есть ли хронические заболевания? Перенес ли родовую травму? Каково состояние нервной системы (как он засыпает и спит; легко ли переключается с одного вида деятельности на другой; как реагирует на запреты; наказывают ли ребенка дома, и если да, то как)?
Другая задача разговора – убедить маму в том, как важно дать малышу возможность постепенно привыкнуть к новой обстановке. Для этого следует начать водить его в детский сад примерно за месяц до выхода мамы на работу и понемногу увеличивать длительность пребывания ребенка там в течение четырех недель.
Первая неделя – ребенок находится в группе и на прогулке с мамой или кем-то из близких и осваивает новое для себя пространство, наблюдает распорядок жизни группы.
Вторая неделя – ребенок остается в то же время без близких, при желании – обедает.
Третья неделя – ребенок проводит в детском саду первую половину дня до сна без близких.
Четвертая неделя – ребенок привыкает спать в группе.
Расскажите о режиме дня в детском саду, выясните, соблюдается ли режим дома и насколько он отличается от принятого в саду. Постарайтесь убедить маму, что надо ориентироваться на режим детского сада и соблюдать его в выходные дни дома.
Спросите маму о ее тревогах в связи с тем, что ребенок пойдет в детский сад. Вместе с ней обсудите, как облегчить ребенку период привыкания к детскому саду. Важно, чтобы мама почувствовала: вы будете подходить к ребенку индивидуально и готовы принимать во внимание особенности его характера.
Обсудите, кто будет приводить ребенка в детский сад. Опыт показывает, что нередко дети легче прощаются на время с папами, чем с мамами.
Договоритесь точно, когда ребенка в первый раз приведут в детский сад (лучше утром, ближе к концу завтрака, накормленного).
Всю статью можно прочитать, пройдя по ссылке (или скопировав и вставив ссылку в поисковую строку) http://dovosp.ru/articls/vechnaya-problema-adaptaciya-rebenka-k-detskomu-sadu-vzglyad-oop-raduga