В семье дети получают первый жизненный опыт, поэтому очень важно, в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной.

Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:

  1. Социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);
  2. Медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей — особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);
  3. Социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с престарелыми родителями);
  4. Социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);
  5. Психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);
  6. Криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).

В нашем детском саду в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (руководителя ДОУ, старшего воспитателя, воспитателей) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия.

Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.

16 ноября этого года прошло заседание комиссии по работе с семьями, находящимися в социально-опасном положении (далее семьями СОП). В состав комиссии вошли руководитель ДОУ, старший воспитатель, учитель-логопед и двое родителей. На первом заседании члены комиссии познакомились с планом по организации работы с семьями СОП, составили список и наметили график посещения наиболее проблемных семей.  После посещения на каждую семью будет составлен акт, на основе которого – индивидуальный план профилактической работы. Кроме этих документов будет вестись дневник наблюдений за неблагополучной семьей.

Создание комиссии по работе с семьями, находящимися в социально-опасном положении в ДОУ обусловлено актуальностью проблемы, т.е. увеличением семей, требующих пристального внимания общественности с целью обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и необходимостью проведения социально-профилактических мероприятий по оказанию помощи семьям в решении возникших проблем.

 

Старший воспитатель Черепанова О.Н.

Оставьте свой комментарий